Когда впервые узнаешь про вязальную машину, и тебе всюду начинают попадаться упоминания вязальной машины Викторианские буйства. Разноцветные дамские чулки второй половины XIX века.
Чулки — древнейшее изобретение человечества. Их шили из ткани и вязали вручную. В конце XVI века появилось революционное новшество: англичанин Уильям Ли изобрёл вязальную машину, скорость которой по тем временам была фантастической. Она делала 600 петель в минуту, а в усовершенствованном варианте — 1000. Качественные изделия всегда были привилегией состоятельных людей, большинство носило вязаные вручную чулки из доступных материалов.
В XVIII веке вязаные чулки практически повсеместно вытеснили шитые из ткани. Модники и модницы из состоятельных слоёв предпочитали шёлковые чулки, украшенные вышивкой. Белые чулки в XVIII веке мужчины надевали к парадным костюмам, а цветные — к повседневным.
Интересно, что всем известное выражение "синий чулок" родом из XVIII века. Существует несколько версий его происхождения. В Англии 1760-х гг. в салоне писательницы Элизабет Монтегю (1718−1800) самым активным и видным членом кружка был учёный-ботаник, писатель и переводчик Бенджамин Стиллингфлит, который всегда носил синие шерстяные чулки. Когда он пропускал заседание кружка, там говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идёт плохо — нет синих чулок!» Таким образом, прозвище «синий чулок» первым получил мужчина, а сам кружок стали иронически называть «Обществом синего чулка».
Есть версия, что кружку леди Монтэгю имя «синие чулки» дал адмирал Эдвард Боскауэн (1711−1761), известный как «Неустрашимый старина» или «Кривошеий Дик». Он был мужем одной из наиболее восторженных участниц кружка и грубо отзывался об интеллектуальных занятиях своей жены, насмешливо называя заседания кружка встречами «Общества синих чулок». Выражение стало в Англии нарицательным после того, как поэт Джордж Гордон Байрон написал на салон леди Монтэгю сатиру и назвал её «Синие» (англ. The Blues). Уже к 1780-м годам "синими чулками" стали называть женщин, которые предпочитали заниматься наукой вместо обычных домашних дамских дел.
Именно в XVIII веке появляются ажурные чулки. Считается, что их ввела в моду фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур.
Исследователи костюма пишут, что в первой половине XIX века в моде были светлые чулки. По особым случаям носили шёлковые чулки, повседневные были из хлопка и шерсти. В 1830-е годы в моду входят чулки розоватого оттенка.
Настоящий "расцвет" чулок произошёл в викторианскую эпоху, особенно, в конце XIX века. Конечно, классические белые и чёрные чулки носили всегда, но именно в этот период в чулочной моде появляются "вспышки" цвета. В 1860-е годы в моде были полосатые чулки. В 1880-90-е годы чулки стали более пёстрыми: в чёрную и белую полоску, с вышитыми стрелками, а к концу 1890-х годов вечерние чулки украшали вышивками и кружевными вставками. Возможно, появление цветных и разнообразно отделанных чулок было связано с тем, что к концу 1860-х годов дамские юбки на повседневных костюмах становятся короче, в моду входит обувь на более высоких каблуках, чем в предшествующий период.
История чулок — это история дамских тайн. На иллюстрациях из журналов мод их встретишь не часто, да и в живописи чулки — тема очень редкая, в основном, отражённая в будуарных сюжетах XVIII века.
Музейные экспонаты также не дают полного представления о распространённости ярких чулок, ведь то, что мы видим на приведённых ниже фотографиях, конечно, вещи нетипичные. Возможно, поэтому они и попали в музей, т.к. их берегли или носили крайне редко. Зато какое буйство красок и орнаментов! Тут и ягодки, и цветы, и полоски...
Так хотелось бы предположить, что под пышными юбками на кринолинах или под сложными конструкциями, задрапированными на турнюрах, часто скрывались вот такие необыкновенные чулки, которые были доступны только взору избранных.